Каталог статей /

Корейская Народно-Демократическая Республика :: Экономика

Корейская Народно-Демократическая Республика · География КНДР · Население · История КНДР · Государственное устройство · Культура · Образование · Здравоохранение · Экономика · Армия КНДР · Внешняя политика КНДР · СМИ и Интернет · Имидж КНДР в мировых средствах массовой информации · Близкие статьи · Примечания · Официальный сайт · Видео «Корейская Народно-Демократическая Республика»


Пхеньян.
Пхеньян.
Фабрики промышленного района Кэсон.
Фабрики промышленного района Кэсон.

Подробнее: Экономика КНДР, Экономические санкции против КНДР

Экономика страны плановая, командного типа. Особенностью является изолированность от остального мира и, поскольку с начала 1960-х годов КНДР не публикует никакой экономической статистики, то все данные о её экономике являются внешними экспертными оценками.

В эпоху существования СССР экономика страны опиралась на советскую помощь и первые послевоенные годы (после окончания Корейской войны 1950—1953 гг.) развивалась довольно динамично. Скачок цен на нефть в 1974 году негативно сказался на развитии страны. В 1980 году в стране произошёл дефолт и на протяжении всех 80-х производство падало.

С распадом СССР негативные тенденции, порождённые дефолтом 1980 года, усилились и, в том числе в связи со стихийными бедствиями, привели к масштабному голоду в середине 90-х. При этом международным сообществом была предоставлена не менее масштабная гуманитарная помощь. По словам эмигрантов, большая часть работоспособного населения КНДР неофициально зарабатывает в частном секторе из-за низкой оплаты труда на государственных предприятиях. Широко развит нелегальный рынок, основанный на реализации контрабанды из Китая. Уровень коррупции очень высок и является системообразующим фактором.

Денежная реформа 2009 года была призвана укрепить плановую экономическую систему и уменьшить влияние рынка. Однако по некоторым данным реформа привела к резкому росту инфляции и дефициту товаров первой необходимости. В начале 2010 года ответственный за эту реформу председатель государственного планового комитета КНДР Пак Нам Ки был уволен, а в середине марта — расстрелян. По некоторым имеющимся сведениям, после этого сам Ким Ен Иль (премьер-министр Северной Кореи) публично извинился перед народом за неудачную денежную реформу.

В августе[] 2012 стало известно, что руководитель КНДР Ким Чен Ын подписал указ, переводящий Северную Корею на новую экономику. Согласно новой экономической политике, предприятия смогут работать самостоятельно, без жёсткого государственного регулирования, и будут сами устанавливать цены на свои товары.

Прирост ВВП с 2006 года оценивается как 1 % в год. Бюджет 2002 года — 10,1 млрд долл. Доля промышленности в ВВП в 2002 году — 34 %; доля сельского хозяйства в ВВП составляет 30 %.

Из-за гористого характера местности страна испытывает напряжённость в земельных ресурсах. Общая площадь сельскохозяйственных земель составляет немногим более 20 % всей территории, а пахотные земли — лишь 16 %. В среднем на одного жителя республики приходится 0,12 га обрабатываемых земель, что в 3—4 раза меньше, чем в большинстве европейских стран. Главная отрасль сельского хозяйства — растениеводство. Обрабатывается 17 % территории, из них 2/3 орошается. Возделывают зерновые, соевые бобы, хлопчатник, лён, табак, сахарную свёклу. Плантации женьшеня. Овощеводство. Плодоводство. Животноводство: крупный рогатый скот, свиньи, птица. Шелководство. Рыболовство, добыча морепродуктов. Большинство возделываемых земель располагается на юге и на западе страны, именно эти земли пострадали от наводнения в 1995—1996 годах и от засухи в 1997 и 2000 годах. В 2002 году страна располагала поголовьем в 48 тыс. лошадей, 575 тыс. голов крупного рогатого скота, 2,6 млн коз. В 2001 году было выловлено 200 тыс. тонн рыбы и собрано 63 700 тонн прочих морепродуктов. Несмотря на это, в стране всегда наблюдался дефицит продуктов. Коллективизация прошла в 1958 году. В сельском хозяйстве после реформ 2002 года началось переформирование колхозов в предприятия семейного типа.

Большие запасы руд цветных и легирующих металлов (медь, цинк, свинец, никель, вольфрам, молибден и др.). Экспорт цветных металлов — важнейший источник поступления иностранной валюты.

Электроэнергетическая промышленность базируется на использовании богатых гидроэнергетических ресурсов республики, оцениваемых примерно в 10 млн кВт, и твёрдого топлива в виде антрацита и бурого угля. В 2001 году на ГЭС было выработано около 69 % электроэнергии страны, остальное — получено за счёт сжигания угля. В 2005 году страна потребляла 25 000 баррелей нефти в день и производила только 138.

Развиваются лесная, нефтеперерабатывающая, химическая, текстильная и пищевая промышленность.

В КНДР выпускают автомобили «Фиат» местной сборки и внедорожники, автозавод «Сынри» (Победа) в Токчоне выпускает грузовики.

Внешняя торговля

КНДР поддерживает торговые связи более чем со 100 странами. Объём товарооборота в 2002 году составил 2,4 млрд долл. Основные внешнеторговые партнёры КНДР — Республика Корея (642 млн долл.), Китай (550 млн долл.), Япония (500 млн долл.), страны ЕС (250 млн долл.), Россия (130 млн долл.). Внешний долг КНДР, по оценкам США, составляет 25 млрд долл. (2000), в том числе России — 8 млрд долл., Китаю — 4,5 млрд долл.

В 2008 году внешнеторговый оборот КНР и КНДР достиг 2,8 млрд долл. Профицит торговых отношений составил 1,3 млрд долл. в пользу КНР.

В экспорте КНДР преобладают морепродукты – 24,4% от общего объёма экспорта; изделия текстильной промышленности – 21,6%; машины, оборудование, электротехника – 15,1%; металлы – 9,3%; полезные ископаемые – 7,8%; продукция химической промышленности – 6%. Основными статьями экспорта из КНДР являются также антрацит, морепродукты (по улову рыбы и других морепродуктов страна входит в первую двадцатку в мире), женьшень и прочие препараты традиционной медицины.

Транспорт

Подробнее: Транспорт в КНДР

Международный аэропорт Сунан
Международный аэропорт Сунан
Час пик в  метро Пхеньяна
Час пик в метро Пхеньяна

Транспортная сеть страны достаточно развита, но устарела. В 1990 году в стране было около 30 000 км дорог, из которых лишь около 1700 — асфальтированные. После стихийных бедствий в середине 90-х дорожная инфраструктура сильно пострадала, и теперь общая протяжённость дорог 25 554 км, из которых 724 километра асфальтированные. Самое крупное и хорошо сохранившееся шоссе из Пхеньяна в Вонсан, длиной около 200 км. Широко распространён железнодорожный транспорт. Железнодорожная сеть имеет длину 5 235 км, из которых электрифицировано 3 500 км Из-за больших запасов угля в стране по-прежнему используются паровые локомотивы для перевозки грузов и пассажиров. Много рек, проходящих по территории КНДР, являются дополнительным водным путём. Общая протяжённость водных путей составляет 2 250 км.

Крупными портами являются города Хамхын, Чхонджин, Кимчхэк, Хэджу и Нампхо. Количество аэропортов — 78, вертолётных площадок — 23. Основной авиаперевозчик Эйр Корё является государственной компанией, с регулярными рейсами в Пекин, Бангкок, Макао и Владивосток. Городской транспорт является наиболее развитым в столице страны, где население передвигается на трамваях, троллейбусах и метро. Из-за нехватки топлива автобусы используются редко. Автомобили также редки, но велосипеды стали главным способом передвижения широких слоёв населения. Однако, женщинам запрещён этот вид транспорта.

Туризм

Подробнее: Туризм в КНДР

Озеро Самильпхо
Озеро Самильпхо

Политика изоляционизма, долгое время проводимая правительством Северной Кореи, привела к тому, что международный туризм в стране развит слабо. Иностранных туристов в Северной Корее больше всего привлекают природные достопримечательности и «нео-сталинистская» атмосфера в стране. Наблюдается рост числа иностранных туристов: так, если в 2000 году страну посетили почти 130 000 туристов, то в 2012 г. эта цифра достигла 250 тыс. человек, среди которых большую часть (240 тыс.) составили граждане КНР и около 5-6 тыс. - граждане развитых стран Запада.

Южнокорейские граждане должны получить специальное разрешение от правительств Республики Корея и КНДР, чтобы въехать в страну. В начале XXI века район гор Кымгансан, расположенный возле южнокорейской границы, был утверждён в качестве специальной туристической зоны, куда южнокорейским гражданам нет необходимости разрешения на въезд.

КНДР является популярным направлением для китайских туристов. Это связано с тем, что для китайских граждан въезд в страну существенно облегчён по сравнению с гражданами других государств, кроме того в Северной Корее есть специальные казино для иностранцев (в Китае они запрещены). Также китайских туристов привлекает дешевизна многих товаров в Северной Корее по сравнению с Китаем.

Для российских туристов въезд в страну разрешён только авиарейсом Владивосток - Пхеньян авиакомпании Air Koryo. Однако в 2008 году австрийский путешественник Хельмут Уттенталер сумел проехать в КНДР в беспересадочном вагоне сообщением Москва - Пхеньян. (ZC). В 2012 году для жителей Дальнего Востока России открылось новое туристическое направление - экономическая зона Расон.

Голод

Подробнее: Голод в КНДР

В 90-x годах XX века Северная Корея столкнулась со значительными экономическими осложнениями. В их числе: ряд стихийных бедствий, бесхозяйственность и недостаток ресурсов после распада восточного блока. Они привели к нехватке зернового производства на более чем 1 млн тонн из довольствия, признанного международным сообществом необходимым для обеспечения минимальных калорийных потребностей населения. Голод в Северной Корее, известный как «Тяжкий марш», привёл к гибели от 300 до 800 тысяч человек ежегодно в течение трёхлетнего голода, достигнув пика в 1997 году. Большинство смертей, скорее всего, было вызвано болезнями, связанными с голодом, в их числе пневмония, туберкулёз и диарея.

В 2006-ом году Amnesty International сообщила, что национальное обследование питания, проведённое правительством Северной Кореи, при поддержке Всемирной продовольственной программы и ЮНИСЕФ, обнаружило, что 7 % детей жестоко страдают от недоедания и находятся в состоянии истощения; 37 % недоедают хронически; 23,4 % страдают недостаточностью веса. Одна из трёх матерей недоедает и страдает анемией в результате эффекта продолжительного голодания. Инфляция, вызванная в 2002-ом году экономическими реформами, в том числе политикой «сонгун» («армия прежде всего»), привела к возрастанию цен на основные продукты питания.

История японской помощи Северной Корее отмечена рядом проблем: начиная от давления большой пропхеньянской общины корейцев в Японии, кончая общественным возмущением по поводу запусков северокорейских ракет и похищением японских граждан. В июне 1995-го года была достигнута договорённость о гуманитарном содействии. Южная Корея предоставила 150000 тонн зерна в немаркированных мешках, Япония предоставила безвозмездно 150000 тонн и ещё 150000 тонн на льготных условиях. В октябре 1995-го года и январе 1996-го года Северная Корея опять обратилась к Японии за помощью. В этих двух случаях, оба из которых пришлись на пик северокорейского голода, оппозиция со стороны Южной Кореи и внутренние политические источники привели к отмене сделки.

Начиная с 1997 года, США начали поставку продовольственной помощи в Северную Корею в рамках Всемирной продовольственной программы ООН (МПП) по борьбе с голодом. Поставки достигли максимума в 1999 году при почти 700000 тонн зерна. При администрации Буша помощь сокращалась из года в год с 350000 тонн в 2001 году до 40000 в 2004-м году. Администрация Буша критиковалась за использование «пищи как оружия» в ходе переговоров по ядерной программе КНДР.



Гимн Корейской Народно-Демократической Республики.

Сияет утро над Родиной, Богаты недра родной земли. Пять тысяч лет твоей истории, Отчизна в три тысячи ли. Народ наш ...
2:31 мин.

Видео «Корейская Народно-Демократическая Республика»


  • Russian to English Russian to German Russian to French Russian to Spanish Russian to Italian Russian to Japanese

Информация на сайте из открытых источников. Основа ВикипедиЯ. | Пожалуйста, внимательно прочитайте эту страницу!